Деловая программа в рамках Кубка РГСУ Moscow Open 2016 стартовала одновременно с началом соревнований. В первые три дня заслуженный тренер СССР Александр Никитин проводил тренерский семинар ФИДЕ. Накануне трехдневный судейский семинар открыл лектор ФИДЕ, международный арбитр Александр Ткачев. С известным специалистом побеседовала корреспондент официального сайта турнира Этери Кублашвили.
- Александр, какая основная тема нынешнего судейского семинара?
- Скажем так, красной нитью на этом семинаре проходит тема читерства и обсуждение анти-читерских правил. Причина очень простая – общие Правила ФИДЕ, о которых всегда можно и нужно говорить, не менялись с 1 июля 2014 года, и люди уже более-менее к ним привыкли. А читерство и все, что с ним связано, – это достаточно новая и действительно серьезная проблема в современных шахматах, которая, к сожалению, все глубже и глубже проникает не только в турниры самого высокого ранга, но этим уже стали грешить и начинающие. Часто стали приходить заявления с обвинениями, подозрениями именно из среды юных шахматистов. Это все очень-очень тревожно и печально.
Поэтому следует говорить об этой чуме в шахматном мире, которую непременно нужно лечить. И вот на этом семинаре обсуждается работа анти-читерской комиссии ФИДЕ, даются рекомендации арбитрам по выявлению возможных нарушителей.
К счастью, читерство – это не поголовное явление, и радует то, что, на мой взгляд, вовремя была создана соответствующая комиссия, которая работает, как говорят, днем и ночью.
- Сколько человек примерно приходит на семинар?
- Человек 40, не меньше.
- В первый день кто-то из судей задавал вопросы, связанные с какими-либо случаями (не обязательно «читерскими») именно на данном турнире?
- Дело в том, что, когда я привожу какие-то примеры, я никогда не называю фамилии. Безусловно, о каких-то случаях говорили, ведь это жизнь турнира.
Я очень надеюсь, что такой ситуации, как в прошлом году, не будет, но опять-таки это пресловутый человеческий фактор. Поскольку дело было год назад, я могу рассказать о том, что произошло: не того участника исключили из главного турнира, и жеребьевку пришлось переделывать за 5 часов до начала тура. Подобного форс-мажора я не помню на таких крупных соревнованиях.
- Какие впечатления у вас от Кубка РГСУ Moscow Open?
- Впечатления от этого турнира всегда самые яркие, я здесь уже не в первый раз. Более того, хочу сказать, что, когда эти турниры только начинались, я привозил сюда своих учеников, то есть, я помню самый первый турнир в РГСУ, когда еще Moscow Open как такового даже не было. А потом он разросся в то прекрасное действо, которые мы сейчас видим.
Всегда на закрытиях выступающие желают турниру развиваться и идти дальше, и вот как раз Кубок РГСУ Moscow Open – это яркий пример того, что эти пожелания сбываются. Организаторы делают все, чтобы с каждым годом была какая-то «изюминка». К тому же Кубок постоянно расширяется, появляются новые мероприятия. Например, в этом году турнир студентов проходит по другой формуле, впервые организовано первенство мира по шахматной композиции, проводятся блицтурниры для детей и взрослых, а также состоялся «Самый массовый урок шахмат», который был занесен в Книгу рекордов Гиннеса.
Радует то, что, как говорится, в хорошем доме есть свои незыблемые устои, и это - в том числе и судейский семинар (смеется).
На этом турнире, отмечу, учтены все рекомендации и поправки к Анти-читерским правилам, вступившие в силу с 1 января 2016 года.
- Насколько судьям полезно поработать на таком крупном фестивале?
- Молодым (я имею в виду шахматную квалификацию, а не возраст) арбитрам очень полезно поработать бок о бок с такими мэтрами судейства, как Ахметов, Крюков, Гончаров – это потрясающая школа. Судьям мало знать теорию, даже, наверное, в меньшей степени важно знать теорию, потому что практика важнее и нужно «держать руку на пульсе». Поэтому с этой точки зрения работа на Moscow Open – бесценна.
Плюс, конечно же, работа здесь важна и для профессиональной квалификации, потому что турнир официальный, и за него начисляются соответствующие баллы.